Наша библиотечкаНа главную страницуДрузья/коллеги: ссылки, адреса...
 
 

 

Ум как парашют

- работает, когда открыт

Основа любого развития человека - открытость ума.

Иными словами, творческое и познавательное отношение.

Это отношение присуще нам изначально.

 
(Об этом см. В.С.Юркевич. "Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность." М., 1996.)

Если эта творческая открытость человека более-менее заглохла,
то её можно и нужно восстановить, поскольку без неё нет
ни продвижения, ни интереса, ни радости жизни.

Говоря практически, открытость ума - это:

  • Способность к ясному, непосредственному восприятию.
    (Отсюда "ясновидение" - и логическое, и интуитивное.)
  • Готовность творчески решать любую возникающую задачу.
    Отсюда - искусность в применении своих ресурсов, использовании обстоятельств.
  • Умение отпускать.
    Не становиться рабом узких взглядов, шаблонов, страстей.

Кратко говоря:

  • непосредственность восприятия,

  • творческая готовность,

  • не-цепляние.

 

 


Мы уже в воздухе!

Как развивать это практически?

1. Непосредственность восприятия.

Для этого подходят упражнения на наблюдение и созерцание.

А. Смотреть и описывать.

(Об этом и вообще о роли наблюдения в познании - см. Роберт Пёрсиг (Pirsig), "Дзен и искусство ухода за мотоциклом". В Инете можно найти аж несколько вариантов перевода этой книги. Pirsig - выдающийся американский философ, решающий задачу, как совмещать непосредственность и яркость переживания данного мига с умением мыслить "технически".)

Б. Упражнения на безмолвное созерцание.

Вот один из простейших вариантов такого упражнения:

Выбирается объект или поле зрения. Наблюдается зрительно или слушается звук. (Используется именно зрение или слух, поскольку у человека это самые развитые способы восприятия.) Можно и смотреть, и слушать, но тогда это должен быть один и тот же объект (чтобы внимание не расщеплялось, а объединялось). Возникающие мысленно слова отметаются, уходят. Правило: не называть, не описывать, не сравнивать.

В. Упражнения на остановку внутреннего разговора и другие медитации.

Есть множество таких упражнений, простых и мощных. Например, способ "правильной ходьбы" по К.Кастанеде - помогает собирать внимание и удобен для повседневного использования. Дзенская ходьба по принципу "есть ходьба, но нет идущего": идти, "забыв о себе".

Один из самых мощных способов - использовать для сбора внимания телесные движения, такие как специальные виды гимнастики.

2. Творческая готовность.

А. Развивается специальными упражнениями на импровизацию. Так обучают актёров (см., например, М.Кнебель. "Поэзия педагогики"). Подобные упражнения можно найти также в психотренингах.

Б. Импровизация развивается и в повседневной жизни (см., напр., К.Кастанеда. "Путешествие в Икстлан" и др. - о сталкинге и Пути Воина).

3. Не-цепляние.

Не-цепляние - это отношение ко всему происходящему: свобода, гибкость, бескорыстие.

Это стержень Искусства Направления. Развивается и работой со своим мировоззрением, и - применительно к Искусству Энергии - практикой сосредоточения.

 


Приложения

Из книги В.С.Юркевич "Одарённый ребёнок...":

В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей...

Именно стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одарённого ребенка...

Умственная активность, так ярко характеризующая любого одарённого ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность... должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет... Связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена сейчас не только в психологических, но и сугубо физиологических экспериментах...

Начинать учение... надо с радости познания, только на этом фоне можно развить способности...

С этой точки зрения проблема задатков... становится не самой важной. Дело в том, что сейчас можно считать практически доказанным, что наш мозг работает с огромной недогрузкой. Резервы человеческого ума, неиспользованные его таланты всегда больше, чем то, что реализовалось и уже используется...

Способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, дается прямо сразу от природы (хотя её тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависит развитие способностей.

 

Из книги Карлоса Кастанеды "Колесо времени":

 Человек идёт к знанию так же, как он идёт на войну:
полностью пробуждённый,
полный страха,
благоговения
и безусловной решимости.
Любое отступление от этого правила - роковая ошибка, и тот, кто её совершит, непременно доживёт до дня, когда горько пожалеет об этом.

Слишком сильное сосредоточение на себе порождает ужасную усталость.

Каким бы устрашающим ни было учение, ещё страшнее представить себе человека, у которого нет знания.

Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого - нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь - ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставляет тебя проклинать свою жизнь.
…Есть ли у твоего пути сердце?

У человека есть четыре врага: это страх, ясность, сила и старость. Страх, ясность и сила могут быть побеждены, но не старость. Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть своё поражение.

Воин знает, что он только человек. Его единственное сожаление заключается в том, что жизнь коротка и он не успеет прикоснуться ко всему, что ему нравится. Но и это для него не проблема; это просто сожаление.

Воин сомневается и размышляет до того, как принимает решение. Но когда оно принято, он действует, не отвлекаясь на сомнения, опасения и колебания. Впереди - ещё миллионы решений, каждое из которых ждёт своего часа.

Воин должен прежде всего знать, что его действия бесполезны, но он должен выполнять их, как если бы он не знал об этом. Это то, что шаманы называют контролируемой глупостью.

Только принятие идеи смерти может дать воину отрешённость, достаточную для того, чтобы принуждать себя к чему бы то ни было, как и для того, чтобы ни от чего не отказываться. Он знает, что смерть следует за ним по пятам и не даст ему времени ни за что зацепиться; поэтому он пробует всё, ни к чему не привязываясь.

Когда отсутствует какая бы то ни было определённость, мы всё время настороже, мы постоянно готовы к прыжку. Гораздо интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, словно тебе всё давным-давно известно.

 

 

Текст скачан с сайта Путь Осознания http://yogic1.narod.ru
(с) Алексей Йожик, 2005. Последнее исправление 01.01.06
 

 
К началу страницыНаша библиотечкаНа главную страницуДрузья/коллеги: ссылки, адреса...
Hosted by uCoz